Не хочу наступать ни на чьи чувства, просто выскажу своё мнение (которое может многих зацепить). Николая Рериха я не считаю для себя авторитетом. Если отбросить шелуху и шаблоны толпы и внимательно, без предрассудков, перечитать его "великие" произведения, то к собственному удивлению можно обнаружить много спорных вещей. Ну, вот, к примеру, возьмём даже текст приведённых цитат:
Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть спасение.
Общие фразы. Под Светом, надо, вероятно, понимать Бога или Некое Начало. Что подразумевается под культурой? Рерих не застал современной эпохи и мыслил поэтому шаблонами собственного времени, выдавая свои мысли за Истину (или так делают его последователи). Рерих, думаю, пришёл бы в шоковое состояние, сходив на современные "культурные" мероприятия. Какие слова он подобрал бы для своих "священных" текстов после посещения, например, перфоманса, или после выставки художников-авангардистов? Смог ли он написать аналогичные откровения после того, как увидел уличные погромы футбольных фанатов (представителей спортивной культуры) или поклонников тяжёлого рока?
Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества.
И это Рерих говорит? Человек, которых писал эти строки в Гималаях, не знал, что Индия - это страна оборванных и часто голодных Учителей, и в то же время весь мир почитает Индию за великую сокровищницу мудрости (а не невежества)? Противоречит сам себе или нищие учителя вполне совместимы с великой духовностью народа, как, впрочем, может быть и обратно?
Когда толпа обращается в стадо, что случилось? Тогда возникает царство пошлости.
А что: разве толпа - это не стадо? По-моему, как только собирается толпа, личности исчезают, уступая место стаду. Тогда в чём гениальность этой мысли?
Если я нарисую на холсте квадрат синего цвета, вряд ли мои близкие будут восхищаться моим "произведением". Но если стечением обстоятельств моё имя стало известным, то даже каракулям из моей школьной тетради придадут особый смысл. Из Рериха сделали культ, впрочем, так же, как и из многих других спорных личностей.