Недавно у меня произошла встреча с человеком, спросившим меня, что такое синемалогия. Думаю, что некоторым людям было бы также интересно узнать об этом направлении.
Синемалогия - это новое достаточно перспективное направление в психологии - представляет собой разбор фильма как определённого образа, постепенно всё сильнее и сильнее захватывающего наше воображение, чувства, сознание. Смысл синемалогии состоит в использовании фильма с целью выпустить на волю инстинкты и желания, таящиеся в каждом из зрителей. Поэтому истинным объектом анализа является не сам фильм, а те чувства и мысли, которые фильм будоражит в человеке. Кинофильм стимулирует проявление тех психических элементов, которые сокрыты внутри нас. Мы получаем возможность увидеть и понять собственные комплексы; зная их, мы обретаем свободу действия и принятия решений в своей жизни.
Цель синемалогии состоит не в критическом разборе режиссёрской работы, а в использовании фильма для анализа человека, переживающего эти образы: зритель эмоционально соучаствует именно в том, что его идентифицирует. Тем самым зритель показывает, как он распоряжается своим существованием: фактически его жизнь протекает так же, как разворачивается действие фильма. Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что жизнь в своей основе обладает собственным победным проектом, доступным для всех, но реализуемым лишь немногими. Следовательно, при анализе внешнего образа можно разглядеть заблокированные моменты наших знаний.
Для проведения синемалогического сеанса психотерапии подходят практически все фильмы, но особенно те, которые вызвали неподдельный интерес и получили широкое признание публики в мировом масштабе: фильм нравится, манит, невольно вовлекает в обсуждение, не говоря уже о возникающем интересе к режиссёрским находкам, цветовому решению, операторской работе... всё это в совокупности создаёт дополнительный неясный мотив, побуждающий к просмотру нашумевшей киноленты. Этот подспудный мотив может быть назван "эмоциональным коэффициентом" кинофильма.
Синемалогия — это особый способ интроспекции мира образов, сопряжённых воедино определённой целью, историей, процессом и отражающих стремление быть или не быть, вести тот или иной образ жизни. Разбираются следующие моменты: почему тебе нравится тот или иной образ? Почему он привлекает тебя? Почему он тебя волнует? Почему ты его ненавидишь? Почему отвергаешь его?..
Образ позволяет проявиться внутреннему миру зрителя, а наблюдение за чередой сменяющих друг друга синхронизированных образов даёт возможность понять то, что они провоцируют, на что воздействуют. Внутреннее содержание зрителя провоцируется и поэтому проявляет себя, что и позволяет его "увидеть" и "прочитать".
Кино "отвлекает" или вовлекает человека, заставляя его бессознательное выйти наружу, проявиться. Переиначивая известную поговорку, можно сказать так: "Скажи, какие фильмы тебе нравятся (какой образ тебе близок), и я скажу, кто ты". В процессе синемалогии важно понять, что именно нас "захватывает": если меня увлекает данный сюжет или образ, то, вне всякого сомнения, я — такой же, как и увиденное. Если я никак не связан с этим образом, то я не иду за ним, потому что иное, отличающееся от меня, не может повести за собой. Всё то, что меня затрагивает, влечёт, вызывает тем или иным способом эмоцию, то есть "действие во мне", меня идентифицирует.
А теперь, подумайте и скажите, какие фильмы вы больше всего любите, какие герои вам наиболее близки? Может, поделитесь?