Сомерсет Моэм в одном из своих рассказов очень четко обосновал невозможность одновременного обладания такими качествами, как Всемилостивость и Всемогущество. Естественно, что речь шла о Боге. Приведу цитату Станислава Лема, на мой взгляд имеющую прямое отношение к этому же:
"Итак, Бог либо есть, либо его нет. Предроложим, что он по собственной воле допускает такое положение вещей, при котором обе стороны уверены в своей правоте: и те, кто доказывает существование творца (божисты), и те, которые Творца отрицают (небожисты). С точки зрения логики это игра, в которой на одной стороне совокупность божистов и небожистов, на другой стороне - только Бог. Её логическая характеристика такова, что за недоверие Бог никого не вправе наказывать.
И в самом деле: если неизвестно наверное, существует ли нечто, причем одни говорят "да", а другие "нет", и если к тому же имеются доводы в пользу последней гипотезы, ни один добросовестный суд не признает виновным того, кто оспаривает существование этого "нечто". Для всех возможных миров справедливо следующее суждение:
без полной уверенности нет и полной ответственности. Суждение это логически неоспоримо; в терминах теории игр оно представляет собой симметричную функцию выплаты: тот, кто при неполной уверенности настаивает на полной ответственности, нарушает симметрию игры (в этом случае возникает так называемая игра с ненулевой суммой).
Значит, либо Бог справедлив абсолютно, и тогда он не вправе наказывать небожистов за неверие; либо он все-таки будет карать неверующих, а следовательно, абсолютная справедливость ему не присуща. Что тогда? Тогда он может делать вообще все, что ему заблагорассудится, ведь если в логической системе допустить единственное противоречие, то, согласно принципу "из ложного допущения - все,что угодно", из нее можно вывести все, что угодно."
Может ли Бог обладать одновременно взаимоисключающими себя атрибутами? Или правы церковники, утверждающие, что Бог стоит выше человеческого понимания?