Обычно под сектой понимают некое организованное ответвление от какого-либо традиционного религиозного учения. Например, первые христиане были сектой иудаизма, а нынешние «свидетели Иеговы» являются сектой христианства. Следуя этой логике, можно объявить Украину сектой России, но это уже большая политика, в которую лезть себе дороже, и потом тут надо применять совсем другие термины.
Итак, тоталитарной сектой называют такую секту, в которой жизнь каждого члена её жестко подчинена уставу этого сообщества, вступая в противоречие с общепринятыми социальными нормами. Если в вашем тесном кругу никак нельзя без вегетарианства, рисования на лбу красных кружочков, строгого воздержания от секса, трехчасовых ежедневных медитаций и прочих забавных странностей, то это значит, что вы угодили прямиком в тоталитарную секту.
Если же в результате такой веселой жизни, вы начинаете сходить с ума, сигать из окон, резать себе вены, доводить себя до голодных обмороков, принимать яд и пробовать другие варианты, чреватые летальным исходом, то к определению «тоталитарная секта» добавляется также и приставка «деструктивная». Деструктивные культы – это из области клинической психиатрии, т.е. без уколов тут никак не обойтись, поэтому мы, чтобы остаться в рамках психологии, трогать их, как и большую политику, тоже не будем.
Как вам уже стало ясно, собственно секты и тоталитарные секты отличаются друг от друга лишь степенью готовности следовать общепринятым социальным нормам, в остальном же – это явления одного порядка. Что является краеугольным камнем, который поддерживает существование таких явлений? Обычно принято считать, что это – обман. Людей обманом заманивают куда-то, зомбируют их, кодируют, программируют, манипулируют. Такая точка зрения очень удобна и понятна, поскольку помогает нам найти целое стадо козлов отпущения в виде алчных и беспринципных гуру, изощренных в гипнозе и прочих секретных психотехниках. Однако я пишу эту статью, исходя из позиции, что эта точка зрения неверна. Обман не играет тут никакой роли, более того, я убежден, что в большей части сект все происходит «без обмана». Потому что наш мир так устроен, что на обмане далеко не уедешь, и эффективными оказываются лишь предельно искренние действия. Обман может сработать однажды, а здесь речь идет о силе, которая работает всегда и без перебоев. Имя этой силе – самообман.
В том-то и непобедимость любой секты и любой церкви – никто вас не обманывает, не зомбирует и не гипнотизирует. В этом случае вас обманывать и не надо, вы сами «обманываться рады». У христиан даже поговорка такая есть, дословно я её вам не приведу, но смысл в том, что искренний самообман способен двигать горами. Человек так глупо устроен, что он не любит сложностей и прочего дискомфорта, в то время как окружающий его мир устроен именно сложно. Поэтому, когда перед человеком встает выбор между тем, чтобы начать во всех этих сложностях разбираться, и тем, чтобы просто поверить во что-нибудь простое и удобное, этот выбор оказывается для человека неожиданно легким. И так поступают все нормальные люди.
Самообман, который имеет место в случае сект, на первый взгляд, связан именно с неудовлетворенностью той нормой, которую предлагает человеку общество, а в действительности – с привычкой жить так, как тебе предлагают, а не как хочется самому. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с любой сектой, это разительное несоответствие между населяющими её людьми и их идеологией. Когда человек, измученный неврозами и социальной неустроенностью, исповедует сверхчеловеческие идеалы, которые не каждый Заратустра осилит, самообман – по крайней мере, со стороны – очевиден. Не будучи в состоянии выстроить свою жизнь хотя бы на уровне «как все», человек убеждает себя в том, что он живет не как все, а лучше. Когда всё совсем запущено, человек начинает воображать себя Наполеоном и попадает в больницу, но обычно он «просто» мнит себя высокодуховной личностью с элементами избранности и попадает в секту. Таким образом, секты оказываются даже полезными для общества, ибо прекрасно обустраивают досуг определенной категории его неприкаянных граждан. Поэтому и бороться с сектами бессмысленно и даже вредно, хотя, на самом деле, с ними никто и не борется. Кроме Русской Православной Церкви, которая сама является наиболее мощной сектой в нашей стране, что обусловлено историей России и поддержкой правительства. Однако это – попытки монополиста задавить мелких конкурентов на рынке духовности, следовательно, создавая «боевые условия» для своих противников, РПЦ оказывает им услугу, ведь ничто так не развивает бизнес, как конкурентная борьба.
Существование подобных организаций было бы невозможно, если бы оно не окупалось, и слово «бизнес» я употребил здесь не для сравнения, а просто потому что это бизнес и есть. Какие еще товары, помимо возможности повысить свою самооценку с помощью духовных идеалов, здесь предлагают? В ассортименте много различных транквилизаторов – и успокоение души посредством удобных и ничем не обременяющих (или обременяющих, но посильно) верований, и умиротворяющие ритуалы, и молитвы, и медитации, и вообще что угодно. Причем, товар самого высочайшего качества, не китайский ширпотреб. Когда вы стоите в церкви и изумительное монашеское пение уносит вашу душу куда-то вверх по солнечному лучу, это не кустарная поделка, на вас в этот момент работает целая культура с тысячелетней историей. И денег с вас не берут при этом, но все мы знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поэтому очень интересно, чем именно нужно платить за «опиум для народа»? Ни много, ни мало – своей душой. За пятнадцать минут кайфа среди икон и ладана надо поверить в то, во что здесь принято верить, и начать жить так, как здесь принято жить. Каждый решает сам, насколько такая сделка для него приемлема.
Еще об одном товаре, который тоже входит в комплект, надо сказать отдельно. Это – возможность жить в среде единомышленников. Человек – стадное животное или, как ещё говорят, социальное существо. Он плохо приживается в одиночестве, а в обществе чужаков чувствует себя еще хуже. Попасть в среду «своих» считается в нашем мире очень большой удачей, так как несомненной удачей считается уже наличие хотя бы одного-единственного друга. А при наличии спроса предложение не заставит себя ждать.
(с)журнал "эзотера"