Взял с одного сайта. Жаль нет раздела про боевые искусства - добавил сюда. На мой взгляд статья очень познавательная.
Причины нецелостности движения
В физиологии систему управления движением человека представляют как многоэтажную нейронную структуру. Каждый нейронный этаж образует специфический координационный уровень, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в управление общим движением. Один уровень занимается натяжением мышц, чтобы удержать тело в равновесии и подготавливает скелетные мышцы к сокращению, другой синхронизирует во времени сокращения разных мышц и управляет их интенсивностью, третий вписывает движение тела в окружающее пространство и так далее. Координационные уровни возникли в эволюции последовательно один за другим. Более молодой нейронный уровень «надстраивался» над предыдущим и подчинял его себе, оставляя ему ограниченную свободу в функционировании по принципу: «что не запрещено верхним этажом, то разрешено».
Человек в обычном состоянии внимания может осознать лишь самые верхние и эволюционно молодые уровни движений. Более глубокие, эволюционно древние уровни, остаются в «подвалах» его сознания — в подсознании. В фокусе сознания человека в любой момент времени может находиться лишь один из высших уровней. Он называется ведущим. Остальные уровни функционируют автоматизировано, в фоновом режиме, «на автомате». Они не осознаются и называются фоновыми.
Всю эту систему, управляющую каким-либо целенаправленным действием, в физиологии сравнивают со всадником на коне. Всадник это осознаваемый ведущий уровень в данном действии, а конь символизирует фоновые уровни, самые нижние из которых имеются и у животных.
Используя и перенося это сравнение в несколько иной контекст, мы можем уподобить двигательную систему обычного человека, как того же коня, но на котором сидят несколько всадников. Каждый из всадников держит поводья и пытается управлять конем. Конь здесь есть образ животного начала в человеке, его тело и его эволюционный опыт, проявляющийся как рефлекторная и инстинктивная деятельность организма. Всадники — это частные «я» человека, его личности, имённые «я».Каждое «я» обусловлено определенной привычной фиксацией внимания, которая связана с соответствующими этому «я» двигательными стереотипами — манерой держаться и двигаться. Каждый человек имеет свою манеру держаться в различных обстоятельствах. Эта связка позиции внимания с манерой держаться обозначается как «точка сборки». У обычного воспитанного человека позиция точки сборки управляется социальным окружением и обстоятельствами. Так, при общении с начальником, подчиненным, другом, неприятелем, супругом, с родителями «точка сборки» человека смещается и «включается» определенное «я». Вместе с этим изменяется и манера движения. Каждое частное обусловленное «я» имеет собственный опыт, своё мнение, свои цели, о которых другие «я» могут даже не подозревать.
Сообразно этому всадники, частные «я», пытаются управлять конем — телесным движением. Такое управление движением целостного по природе коня, идущее от части, не из целого, не может быть целостным. Ситуация принципиально не изменяется даже в случае, если какое-то одно «я» заберет бразды правления движением «коня» по согласию или без согласия остальных «я». В любом случае такое движение идет от личностных установок человека, от обусловленного и непостоянного, а не от целого.
Добавим теперь к этому образу следующие штрихи: управлять-то они управляют, и, слава Богу, конь не промах — свое дело знает, на части не разваливается и движется целиком. Но дело-то в том, что едут они по неизвестной местности, куда собирались ехать — забыли и, ко всему прочему, карту местности потеряли. Никто из них не знает ни точки назначения, ни пути, ведущего к ней. Каждое частное «я» видит свою цель в том секторе своего видения, который ему доступен и поэтому пытается направить коня именно к ней. Что из этого получится не известно никому, но маловероятно, что они при жизни коня достигнут общей цели. Приведенная метафора коня с наездниками символизируют вполне нормального воспитанного человека в его привычном общегражданском состоянии внимания. А навыки управления конем — выработанные им двигательные навыки.
Представьте теперь, что один самый сильный всадник, жестко заставляет коня выполнять не свойственные коню движения. Конь страдает, он вынужден подчиняться воле наездника. А тот гордится собой и славится перед другими, что противоестественно подчинил собственную животную природу…
Предположим теперь обратное, что все всадники бросили поводья, и отдались на волю коня, а сами при этом созерцают окружающий ландшафт. Сами понимаете, дальше, чем ближайший лужок с пасущимися на нём кобылами конь не пойдет. Он будет резвиться, играть с ними и наслаждаться жизнью. А всадники… А что всадники? — они вряд ли смогут наслаждаться, так же, как их конь…
Ни хаотичность в целях, ни насилие над природой тела, ни «животная спонтанность» не могут служить основой организации целостного движения. Все эти варианты нецелостного движения имеют общую причину: нет единого целого Я, забыто предназначение и нет знания Пути.
А.Л.Кабанов
Отредактировано Ookami (2009-08-28 03:27:34)