VIZARD прав, говоря, что современные люди уже могут и не помнить, даже специалистам мало что известно о культуре майя, можно перечислить лишь самые характерные особенности культуры:
У них были представления о чередующихся разрушениях и сотворениях мира (13 или 9 циклов).
Вселенную они представляли в виде земли и 9 преисподних (подземных миров).
Сложный пантеон богов, возглавляемый двуединым богом или супружеской парой – созидательницей.
Они использовали два календаря: 365-дневного солнечного и 260-дневного ритуального. Сочетание этих двух календарей давало 52-летний цикл.
У них был каннибализм, человеческие жертвоприношения, сжигание людей живьем и извлечение их сердец, сдирание кожи, окропление святилищ кровью жертв, кровопускание из языка, ушей, ног и половых органов, также в жертву приносили перепелов.
Из кожи людей, принесенных в жертву, они изготавливали одежду.
Они практиковали исповедь в моральных прегрешениях и самобичевание.
Надо отметить, что каннибализм и человеческие жертвоприношения практиковались только на военнопленных, соплеменников если и трогали, то лишь в самых исключительных случаях. По поводу погребальных ритуалов можно сказать, что они изменялись от периода к периоду. Всего выделяют 3 периода.
Доклассический период датируется примерно от 2000 г. до н. э. и до начала нашей эры. Однако для облегчения исследований специалисты подразделяют его на ранний, средний и поздний, основываясь на типологической классификации керамики и фигурок, технология изготовления которых говорит о наличии одной и той же гончарной традиции. Каждая составная часть периода длится примерно 600—700 лет.
После доклассического периода следует классический, начавшийся в 100 г. до н. э. и завершившийся в 800 или 900 гг. Последний – исторический горизонт, или период, о котором существует историческая информация, сохранявшаяся аборигенами в устной форме или в форме кодексов и переданная испанцами или же записанная самими индейцами после Конкисты латинскими буквами, но на своих родных языках. В целом эти сообщения датируются 1520 г.
В раннем доклассическом периоде (2000—1300 гг. до н. э.) существовал обычай хоронить покойников недалеко от пашни либо под полами домов.
В средний доклассический период (1300—700 гг. до н. э.) появляется группа людей, занимающихся обрядовыми церемониями, связанными с погребением и взывающих к милости сил природы, а также занятых другими важнейшими ритуалами. Наряду с собственно шаманами в эти группы входят игроки в мяч, танцовщицы, музыканты, акробаты, религия основывалась на магии. Погребальный ритуал в этот период заметно усложняется. Так, в Тлатилько обнаружены тщательно подготовленные захоронения; в землю опускалось одновременно несколько тел, мужчин и женщин, детей и женщин и расчлененные трупы детей. Значительно богаче по сравнению с предшествующим периодом становятся помещенные вместе с покойником предметы. Обычно в жертву приносилась также и собака, которую хоронили рядом с покойником.
В поздний доклассический период (700—100 гг. до н. э.) возникают крупные религиозные сооружения, ритуальные центры. Погребальный ритуал становится более сложным. Возникает обычай хоронить важных особ в каменных гробницах, построенных внутри культовых сооружений или у основания храмов. Часто, как, например, в Куикуилько, они располагаются лучеобразно.
Большое значение в быте играл район проживания населения. Земледельцы континентальной части имели несколько отличные обычаи и ритуалы от рыбаков приморской части.
К вопросу о покраске костей умерших. Думаю, что он как-то связан с обычаями древних народов Мексики использовать татуировку, брить голову, подпиливать и преднамеренно чернить зубы, подвешивать к носу различные украшения, раскрашивать синими красками тело, прокалывать носовые перегородки и язык, в которые вставлялись трубочки и перья, подпиливание зубов. Видимо, у них были свои представления о красоте, а в загробном мире понятие о красоте оставалось.
Приведу ещё текст, который иллюстрирует представления о смерти древнего народа: "Ведь говорилось: когда мы умираем, в действительности мы не умираем, потому что живем, воскресаем, продолжаем жить, пробуждаемся, и это делает нас счастливыми. Поэтому старые люди говорили: тот, кто умер, превратился в бога. Говорили: он стал там богом, а это значит, он умер". (Испанская версия М. Леона-Портильи)